счетчик посещений

ФЕДЕРАЦИЯ ШАХМАТ ПЕРМСКОГО КРАЯ

 

 

 Сайт переехал!

Основной сайт: www.permchess.ru 

 



Новости

18:43

Навстречу Съезду ! часть 19

  « За полчаса до весны»

 Все предыдущие статьи были для широкого круга любителей шахмат. И, надеюсь, были полезны или, хотя бы, интересны.

 Поэтому считаю себя вправе одну (последнюю) посвятить узкому кругу специалистов, а именно моим коллегам и друзьям – организаторам шахматного мира ( президентам федераций, директорам шахматных клубов, директорам детских шахматных школ).

Более того, эта статья еще и для  молодых людей, которым предстоит жить и работать в том, качественно ином мире, который наступит в 2014-2018 гг.

 

Зная прошлое и понимая будущее, легче жить в настоящем…

 

Эта статья будет «тяжелой» для восприятия, поскольку неизбежны научные и философские термины, исторические события…

Я просто не умею излагать серьезные вещи лаконично…

 

            У событий (реформ) исторического масштаба два уровня.

Для реализации первого достаточно указа, законодательного акта, решения лица, облеченного верховной властью ( короли, президенты…).

Например: Петр 1 простым Указом ввел  Воинский Устав. Он начал действовать немедленно и был настолько хорошо продуман, что действовал с минимальными правками более 100 лет! Еще больший срок – почти 140 лет действовал его Морской Устав. А система рекрутского набора просуществовала 160 лет!  Эти реформы предопределили развитие армии и флота на огромный исторический период. Таких указов и решений, в большей или меньшей степени реформируемых общественные отношения, изменяющих образ жизни отдельных категорий граждан и всего общества в целом и у Петра 1 (и у любого реформатора) -десятки.  Образно говоря, из всей массы реформ – 99%  во все времена и во всех странах именно такие – немедленного действия и простым законодательным актом. Это и есть реформы первого уровня.

 

 

Нас интересует тот  1%, те реформы, которые законодательным актом только начинаются, а реализуются через 10, 20, 40 лет…

То есть те, что требуют  участия тысяч, а порой и  миллионов «носителей» идеи (реформы). Это и есть реформы второго уровня.

 

Именно это произойдет в России в 2014-2018 годах…

 

Чаще всего их называют Революциями.

Хотя, справедливости ради, надо отметить, что большая часть реформ второго уровня ничего общего с насилием и реками крови не имеет.

 

Такой «бескровной» революцией, предопределившей развитие России вплоть до 1917 года были два Указа Петра 1: « О свободных дворянах» ( 1718 г.)  и «Табель о рангах» ( 1722 г.).

 

         Молодому царю досталось убогое наследство – всего 14 боярских родов. Ну, еще около 200 дворян (дворовых) наиболее приближенных к своим боярам и более - менее грамотных людей. 

 

С кем осуществлять реформы?

 

Да, он привлек иностранных специалистов  и в армию и на гражданскую службу и решил тактические задачи.

 

Но нет будущего у страны, управляемой иностранцами и нет будущего у армии, офицерский корпус ,которой состоит из наемников.

 

           Немного об армии. Это наша, хоть и горькая, но история.

Северная война длилась 21 (!) год (1700-1721 гг.) и началась с полного разгрома нашей 35 тысячной армии под Нарвой. Шведов было в четыре раза меньше (8,5 тыс.). Но у них была своя армия, хорошо обученная, хорошо оснащенная. Но главное – своя. А в нашей большинство солдат ( безграмотных крестьян) порой даже не понимали команд офицеров-наемников. Нам еще повезло, что Петр уехал из армии за два дня до сражения. Мог ведь и погибнуть или попасть в плен…  Да, была победа в Полтавской битве ( 1709 г.). Вот только назвать это сражение решающим некорректно. Война ведь продолжалась еще 12 (!) лет – многовато для решающей битвы… Более того, через два года ( 1711 г.) наша армия в турецком походе была окружена и прижата к реке превосходящими силами неприятеля. И вновь и армия и сам Петр могли погибнуть. Как последний шанс, Петр послал парламентера к командующему турецкой армии с предложением… заключить мир. И тот… согласился. 

Ну, не было у нас армии, достойной нашей державы...

В конце концов, победили шведов  великой храбростью, самопожертвованием, большой кровью…

 

        Петр, безусловно, понимал, что великое государство и великую армию за год-два не создать.

 

       В том и величие этого человека и огромное значение этих двух его Указов, что был дан старт (только старт) реформе второго уровня. Очень немногие, облеченные верховной властью, решались на такие реформы. Причина банальна. Они лично, результатов не увидят, так как первые результаты такой реформы будут лет через 20, а то и 30-40…

 

Те, кто идут во власть ради власти и богатства никогда не думают о будущем своего народа и державы…

 

      Так что же сделал Петр?

Указ « О свободных дворянах» открыл дорогу во дворянство тысячам людей из низших сословий. А Указ « Табель о рангах» установил « правила игры». Как блестяще, до последних «мелочей» Петр продумал свою реформу, целью которой было появление нового, многочисленного, умного и просвещенного класса – дворянства.

Люди из низших сословий, поступив на государеву службу ( в армию, на флот или на гражданскую службу) получали титул «свободного» дворянина. Отличие от боярских и древних дворянских родов по 2 важным качествам. «Свободный» дворянин не мог по наследству передать свой титул сыну и не имел в собственности земли. Но все дальнейшее зависело от него самого.

Служи честно и достойно и все придет. По достижению 8-й ступеньки (начиная с 14-й) он переходил в ранг потомственного дворянина. Какой это был сильнейший стимул для бывшего крестьянина или мещанина – передать титул своему сыну! А с 6-й ступеньки Табеля о рангах вероятность небольшой, но своей землицы, небольшой, но своей деревеньки, становилась реальностью.

 

 Вот и появились в России блестящие офицеры и умные гражданские чиновники. Было за что стараться « не щадя живота своего».

 

           Сам Петр получил в наследство пару сотен «управленцев»,а Екатерина Великая уже могла опереться в своих государственных делах и свершениях на  более чем 100 тыс. дворян!

 

Вот так, через 40(!) лет после смерти Петра пришли первые и крупные результаты его великой реформы (Революции), начатой в 1718 и 1722 годах двумя Указами.

 

Потребовалось три (!) поколения носителей идеи (реформы). Первые «свободные» дворяне были просто малограмотные. Их дети получили образование и воспитание. Их внуки пришли к управлению государственными институтами и реализовали мечту Петра о великой державе.

 

Любопытно, но есть исторические документы, подтверждающие огромное давление на Екатерину со стороны представителей древних родов ( рюриковичей, гедеминовичей) с требованием остановить вхождение во дворянство «низших» сословий.

Но нашла коса на камень.

Екатерина не тронула ничего из наследства Петра и всю жизнь сверяла свои дела со своим великим предшественником.

 

Вольтер образно подвел итог правления Екатерины: « За 50 лет Ваша страна прошла путь, на который  другим странам потребовалось 500 лет».

 

       Если по справедливости – то «Золотой век Екатерины» реализовали « птенцы гнезда Петрова»…

       

 К 1917 году в России было уже более 2 млн.дворян…

 

Вот такие они редкие, сложные, но великие реформы второго уровня…

 

             Следующей реформой второго уровня в России была Революция 1917 года.

 

        Маленький оффтопик.

Есть замечательный философский постулат « Вопрос веры». Он возник применительно к религии. Веришь в Бога – он есть. Не веришь в Бога – его нет. Универсальный и очень глубокий постулат. Воспользуемся и мы им. Веришь в Революцию – твое право. Считаешь эту реформу  переворотом – твое право. Я  никого не собираюсь убеждать или переубеждать.

 

         Итак, реформа второго уровня в октябре 1917 года.

Ученые (политику мы не обсуждаем – вопрос веры) до сих пор не пришли к единому мнению по целому ряду событий этой реформы.

 

              Это, действительно, самая сложная и необычная реформа второго уровня в истории цивилизации.

 

 Впервые на практике осуществлена теоретическая идея Платона (IV век до н.э.)- государство без частной собственности. Идея, кстати, просуществовала всего несколько лет! Лучший из учеников Платона – Аристотель очень деликатно  и очень убедительно «опроверг» ее. Точнее сказать, он не стал отрицать возможность самого существования государства без частной собственности (и история подтвердила его правоту  – СССР, КНДР), но крайне убедительно доказал преимущество наличия частной собственности.

 

Настолько убедительно, что более 2000 лет (!) никто и не пытался вернуться к идее Платона.

Вот несколько цитат из сочинений Аристотеля.

«…одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие…».  « Общее дело все сваливают друг на друга». « Об общем для всех каждый заботится очень мало…».  « Наилучшая форма собственности – собственность средней величины».

« …Умеренное и среднее есть самое лучшее…» « …Редчайшее счастье государства состоит в том, чтобы граждане его владели умеренной собственностью…». « Среднее сословие устанавливает лучшую форму политического общежития…».

 

Вот так!  Более 2-х тысяч лет назад  великий философ понял и передал потомкам значение частной собственности и среднего класса  для стабильности и прогресса любого государства!

 

        Ну, почему в XIX веке появились  последователи давно забытого Платона (К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)?

 

        Ну, почему полигоном для практического испытания давным-давно опровергнутой теории стала Россия?

 

Нет ответа…

 

       Не так уж и много, всего 3 года потребовалось Реформатору ( В.И.Ленину), что бы осознать бессмысленность идеи. И в 1921 году частная собственность была возвращена ( НЭП).

Государство оставило у себя только крупную промышленность, но малого и среднего бизнеса (не более 100 наемных работников) вполне хватило для восстановления разрушенного войной хозяйства. Частная собственность в очередной раз доказала свою эффективность.  И свою опасность для этой власти.

 

И здесь еще одна необычность  реформы 1917 года. Буквально единицы правящей группы были воспитанные и образованные люди. Подавляющая часть руководства пришла во власть с « тюремным» образованием и воспитанием. Вся жизнь этих людей – бомбометание, экспроприации, тюрьмы, ссылки…

 

       После смерти вождя они отстранили ( а затем и уничтожили) всех своих немногочисленных, но образованных «соратников», полностью заменили состав партии ( 1924-1926 гг.), к концу 1929 года отменили НЭП и перешли к привычным для своего воспитания и образования «бандитским» методам управления: террор, репрессии, рабский труд искусственно созданной армии заключенных и т.д.

         

Но и этих мер было бы не достаточно…

 

Реформу второго уровня нельзя остановить методами первого уровня. Уже росло поколение ( миллионы!) «носителей» идеи. Ошибка то была, хоть и крупнейшая (отмена частной собственности), но только одна. А все остальное – практически копия идей Великой французской революции- Свобода, Равенство, Братство… Дети то получали воспитание и образование в русле общечеловеческих ценностей.

 

        Маленький оффтопик.

Точные науки: математика, физика и др. «вневременные». А теория поколений, рассматривающая общественные процессы, всегда конкретна к своему историческому периоду. В частности крайне важны такие факторы как продолжительность жизни, время прихода к властным должностям, менталитет народа и т.д.

Реформе Петра 1 просто необходимо было 3 поколения «носителей» идеи, а французской реформе  второго уровня

 ( Великая французская революция 1789-1794 гг.) оказалось достаточно 1 поколения.

Поколение «носителей» реформ это дети, которым в момент начало реформы от 12 и менее лет. Мирровозрение человека формируется с 12 до 15 лет. И остается на всю жизнь. Его ( мирровозрение) нельзя полностью изменить внешней силой и только единицы способны ( но обязательно сами, своими усилиями) изменить себя в связи с новыми историческими реалями.

 

           Поколение, те кому в 1917 году было от 12 лет и менее, в 1940-1945 гг. неизбежно приходило  к властным должностям: в органах государственной власти, в промышленности, в науке, образовании. Да везде… Их было несколько миллионов и они получали образование и воспитание на базе общечеловеческих ценностей.

Ни у диктатора, ни у его окружения не могло быть никаких шансов…

               Но случилось необычное – война. И все поколение « носителей» идеи реформы 1917 года погибло.  То, что было далее после войны - это какая-то эклектика разных идей, ничего общего с идеями реформы 1917 года уже не имело. Только название.

 

          Маленький оффтопик.

Поколение «носителей» идей реформы 1917 года не просто погибло, но и уничтожило необычную и крайне радикальную силу-нацизм. К середине 20 века человечество оказалось на грани гибели. Крупная страна, с радикальной идеологией, опережающая все другие страны в научно-техническом прогрессе, нацистская Германия  вплотную подошла к созданию атомного оружия и, в условиях военного времени(!), создала средства его доставки: реактивную авиацию и ракетную технику.

        Не начнись война в 1939 году… Вот именно…

 

               Мы так и не узнали, что такое социализм, но это погибшее поколение сохранило всю земную цивилизацию…

 

Вот что это было?

Невероятное стечение обстоятельств? Судьба? Непонятная нам программа развития человечества?

Или, все же - Он ?

 

 

                В 1989-1991 годах в России состоялась очередная Революция, очередная реформа второго уровня. Мы возвращаемся в капитализм. Надеюсь, в нормальный капитализм, с учетом менталитета, истории, традиций нашего народа. С учетом всех ошибок, допущенных нашими предшественниками в Европе и Америке. С учетом их несомненных успехов в развитии демократических институтов общества.

 

                Те, кому в 1991 году было от 12 лет и менее, чье мирровозрение сформировалось в новой исторической реальности, в массовом порядке начнут приходить во властные структуры в 2014-2018 годах.

Не в силах людей перескочить этот неизбежный при реформе второго уровня временной отрезок от начала реформы до прихода к управлению поколения «носителей» идеи.

 

Поэтому все было «как всегда»: бандитская приватизация собственности, ожесточенная борьба за власть…

 

Не сработали в полной мере «Национальные проекты», некому проводить «Модернизацию». Все те же тактические решения: создать условия для возвращения в Россию уехавших за рубеж соотечественников-специалистов, привлечь в Россию талантливых зарубежных менеджеров, наивная попытка привлечь к реформе «советское» поколение и т.д.

 

             Очень скоро все существенно изменится. В лучшую сторону. В том числе и шахматный мир. По человеческим меркам – через 4-5 лет. По историческим – полчаса до Весны…

 

Все было не напрасно…

 

«…На смену придут другие, моложе и лучше нас…»

               

© Permchess
Создать бесплатный сайт с uCoz